Рождённая летать | Щёлково - последние новости

04 сентября 2022, 13:16

Рождённая летать

Рождённая летать

Наш постоянный автор подполковник в отставке, кавалер общественных медалей «За сохранение исторической памяти», «Почётный ветеран» Олег Сорокин поделился зарисовкой о первом заслуженном лётчике-испытателе СССР Нине Русаковой.

Когда-то русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) говорил, что «человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек». Вот о таком человеке я и хочу сегодня рассказать.

Нина Ивановна Русакова более пятидесяти лет жила на нашей щёлковской земле, а я знал её около сорока лет. Речь поведу о неутомимой труженице неба, полковнике авиации в отставке, талантливой и обаятельной женщине, заботливой и умной жене и матери, добродушной и внимательной бабушке и прабабушке, участнице Великой Отечественной войны, человеке, вписавшем яркие страницы в историю Государственного научно-испытательного института ВВС и Военно-воздушных сил страны. Беседуя с ней, я не переставал удивляться её простоте, величайшей скромности, её мастерству и знаниям. Говоря о ней и ей равных, я всегда сожалею, что с каждым днём их становится всё меньше и меньше, их, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны, их, стоявших у истоков развития отечественной авиации, кому мы, сегодняшнее поколение, обязано тем, что живём на этом свете, что бороздим бескрайние просторы воздушного океана.

Судите сами. Она в совершенстве овладела многими типами самолётов, такими как ДИ-6, УТ-1, АНТ-25, ТБ-3, ЯК-7, ЯК-15, ЯК-17, ЛА-6, ЛА-7, Миг-3, Ил-2, Ил-10, Ил-12, Ил-16, Пе-2, ТУ-2, ТУ-4 и иностранными «Бюккер», «Фокке-Вульф», «Аэрокобра», Си-47 и другими. Одно лишь это перечисление говорит о её многогранности, интересе в познании техники, её интеллекте, силе и мужестве. Я пытался уяснить для себя истоки такого отношения к избранной профессии, к делу, которому она посвятила свою жизнь. Она сказала: «Прежде всего я благодарна родителям, которые были носителями народной культуры и высокой нравственности. Конечно, педагогам школы, где мне довелось учиться, инструкторам аэроклуба, а также наставникам Оренбургской военной школы лётчиков, которую я окончила». И как бы суммируя, Нина Ивановна продолжила: «Мне везло на людей, которые встречались на жизненном пути. Это были волевые, умные, интеллигентные люди, которые и помогли мне стать тем, кем я стала. Спасибо им за практические советы, за науку жить и побеждать».

Её мама умерла рано. Радость и крест воспитания нёс отец, заслуженный военный строитель СССР. Он приходил домой усталым, но находил время побеседовать с детьми, своим любимым трио – Ниной, Тамарой и Шурой. Сестрёнки просили подробностей о новых «летающих птицах». Не сказок на ночь, заметьте! И отец рассказывал. «Мы же слушали, запоминали, пытались вжиться в тогда невообразимую для нас профессию лётчиков, ведущих в небе воздушные лайнеры», – вспоминала Нина Ивановна – И эти увлекательные рассказы отца покоряли наше сознание, захватывали дух, утверждали в нас единственно правильный выбор – стать авиаторами». Все трое дали слово: учиться только на отлично, чтобы стать прекрасными авиационными специалистами. И будущее показало, что они действительно стали таковыми.

В 18 лет Нина Ивановна обратилась в наркомат обороны страны с просьбой разрешить ей стать военным лётчиком. Отказали. «Слабый пол» в военные училища и школы не принимали. И тогда она сделала обходной манёвр – поступила в авиационный техникум на самолётостроительное отделение. Как она потом говорила, лишь бы быть с авиацией рядом.

Продолжение следует...