Гребневские загадки | Щёлково. [ Время - последние новости

23 сентября 2022, 10:17

Гребневские загадки

Гребневские загадки

Иногда очень полезно разобрать редакционный архив. Среди прочих сочинений, переданных нам в дар и бережно нами хранимых, обнаружили брошюру 2006 года, в которой подводятся итоги вторых Гребневских чтений. Предлагаем к чтению статью Н. Потапова. Надеемся, что она заинтересует и вас.

В духовной грамоте князя Владимира Андреевича Храброго Четрековское (Гребнево) названо селом, что даёт нам право предполагать, что уже тогда (1401-1402 гг.) на наших землях существовала церковь. К сожалению, мы не знаем никаких подробностей о ней. Писцовые книги 1584-86 гг. показали в селе Гребневе церковь св. Николая Чудотворца с приделами св. царей Кон­стантина и Елены.

О строительстве в Гребневе церкви во имя «Пречистыя Богородицы Гребневские» в 1671 году нам стало недавно известно из Указа святейшего патриарха Московского и всея Руси Иосафа «стольнику князь Юрья Петро­вичу Трубецкому» о разрешении по его челобитной построить церковь «во имя пречистыя Богородицы Гребенские да в пределе великого чудотворца Николая да царя Константина и матери его Елены» вместо обветшавшей церкви.

Ныне действующая каменная церковь во имя чудотворной Гребневской иконы Богородицы построена в 1786 году, а освящена в 1791 году. Гребневская церковь (летний храм села Гребнево) хорошо известна в Подмосковье прежде всего как выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Впервые увидевшего церковь впечатляет золочёный ангел на барабане купола, эффектно венчающий всё сооружение. Запоминается и ин­терьер храма. Особенно если видишь, как лучи солнца через окна в куполе подсвечивают иконостас. Видно, как неудержимо зовёт он ввысь. Ещё миг – и кажется, что этот порыв подхватил и тебя. Открываются Царские врата – и твоему взору предстаёт уникальный резной коллонарий над Престолом Господним. Его освятил в далёком 1791 году митрополит Платон (Левшин). И тебя не покидает чувство, что и ныне распростёр он руки над Престолом, объединяя день вчерашний и день сегодняшний.

И всё-таки главным и для храма, и для села Гребнево, и для всей нашей округи остаётся заступничество Пресвятой Богородицы, дарованное всем нам через Её чудесный Гребневский образ. Чтимый список чудотворной иконы находится в Гребневском приходе по меньшей мере с XVIII века (в годы богоборчества храм закрыть не удалось, правда, был он переименован в Смоленский, но совсем недавно стараниями протоиерея Василия Решетняка ему было возвращено исконное имя – Гребневский)

Гребневская икона Богоматери известна со времён Дмитрия Донского. В 1380 году, когда великий князь возвращался с победой после Куликовской битвы, жители древнего казачьего городка Гребня, что стоял на реке Чири, правом притоке Дона, поднесли ему в дар местный прославленный чудесами образ Божией Матери – в честь его славной победы над полчищами Мамая. Благоверный князь принял святыню с трепетом, увёз её в Москву и с благо­говением поместил в кремлёвский Успенский собор.

Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. «Гребневская летопись», составленная в Москве в 1471 году, считается древнейшим сви­детельством участия донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоан­нович принял этот образ в дар от казаков, поселённых в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость.

«Историко-­статистическое описание села Гребнево», принадлежащее перу архивариуса МИД Ивана Фёдоровича Токмакова, утверждает: «По мнению историков... Попко и В. Бентовского, опирающихся главным образом на свидетельство книги «Большому Чертежу» и сказания о Гребневской иконе Божией Мате­ри, приписываемого Рязанскому митрополиту Стефану (Яворскому), видно, что село Гребнево было временным станом князя Дмитрия Иоанновича, ко­торый возвращался с берегов Дона после победы над Мамаем в XIV веке с Гребневской иконой Богоматери, которая была поднесена ему гребенскими казаками, сопровождавшими его до вышеупомянутого селения, где они, рас­простившись с Великим князем, возвратились к себе обратно».
Продолжение следует...