Ковид как триггер нарушения психики | Щёлково. [ Время - последние новости

22 ноября 2022, 12:04

Ковид как триггер нарушения психики

Фото РИА Новости © Павел Лисицын

Фото РИА Новости © Павел Лисицын

Среди последствий коронавирусной инфекции встречаются расстройства тревожного спектра. Не склонные к излишним беспокойствам и переживаниям люди замечают, что стали воспринимать всё близко к сердцу, бояться за себя и своих близких, а также повторной болезни. Это приводит к общему повышению тревожного фона. Из-за постоянного страха и беспокойства нарушаются привычная жизнь, например, сон, что отражается на физическом состоянии. Чем не повод ещё раз задуматься о вакцинации от COVID-19?

Как правило, с жалобами пациенты сначала попадают к терапевту, он, в зависимости от состояния больного, направляет либо к неврологу, либо к психиатру. Повышенная тревожность не угрожает жизни человека, казалось бы, она не так страшна, но пускать на самотёк такое состояние специалисты не рекомендуют.

По словам Георгия Костюка, главврача психиатрической клинической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева, у пациентов, перенёсших COVID-19, возникают определённые расстройства, в течение которых можно выделить несколько фаз. Первая начинается во время самого инфекционного заболевания, когда возникают токсическая нагрузка, гипоксия, ряд аутоиммунных процессов, – всё это может вызвать изменения психического состояния. В этот момент возможны довольно тяжёлые расстройства с помрачением сознания, но это временное явление, уверяет профессор.

Вторая фаза – выход из заболевания: «Он всегда сопровождается определённой слабостью, которая тоже связана с токсической нагрузкой на нервную систему и головной мозг. Именно мозг тяжелее всего восстанавливается. Пациенты даже придумали для этого состояния термин «ковидный туман».

По словам врача, некоторые перенёсшие COVID-19 жалуются на галлюцинации. Профессор акцентирует внимание на отличиях: «Скорее, это всё же не галлюцинаторные явления, а иллюзорные. Это как если, например, в темноте на вешалке висит плащ, а кажется, что это человек. Галлюцинации – когда ты видишь то, чего нет, а иллюзии – когда звук или предмет есть, но воспринимается по-другому».

Есть и ещё одна группа расстройств, которая связана не столько с воздействием самого вируса, сколько с той информационной атмосферой, в которой мы все находимся, начиная с марта 2020 года, когда были зарницы первой волны пандемии. «Она отчётливо двухкомпонентная: инфекционно-информационная», – говорит Георгий Костюк.

Сейчас кардиологи отмечают, что на выходе из COVID-19 у пациентов бывает ещё и тахикардия. Тревожный фон вкупе с таким сердцебиением – это предпосылка к резкому росту панических атак, очень болезненных состояний, которые могут человека буквально инвалидизировать.

«Первое, что нужно понимать, – информационный аспект пандемии, может быть, даже более значим, чем инфекционный. Особенно если мы говорим о психическом здоровье. Второе – информационный компонент пандемии влияет как на заболевших, так и на тех, кто не болел. В-третьих, стрессовое состояние, в котором находилась вся популяция, в значительной степени могло способствовать снижению критического восприятия информации – фейковых данных, которые распространяются в соцсетях. Думаю, что это тоже тормозит процесс вакцинации и замедляет формирование популяционного иммунитета», – подытожил Георгий Костюк.